Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 48»
город Тула, посёлок Прилепы
  • Формирование элементов финансовой грамотности

    Учитель технологии МБОУ ЦО № 48
    педагог дополнительного образования в «Точке роста»

    Формирование элементов финансовой грамотности
     на уроках технологии средствами практических заданий

         Необходимость повышения финансовой грамотности молодёжи – одна из приоритетных задач государственной политики. К сожалению, многие семьи не владеют базовыми знаниями об институтах и инструментах финансового рынка, не могут обеспечить личную финансовую устойчивость (особенно в периоды экономических кризисов), зато нередко необоснованно рассчитывают на помощь и поддержку государства в случае финансовых потерь. А ведь благосостояние человека во многом зависит от умения рационально управлять своими финансами, различать рискованные и нерискованные финансовые операции. Дефицит финансовой грамотности не позволяет большинству российских граждан эффективно распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценивать возможные финансовые риски. Они часто становятся жертвами финансового мошенничества. [2]

         Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального и основного общего образования. Начиная с 1 сентября 2022 года, учебные заведения начали внедрять обучение финансовой грамотности на основе приказов Министерства просвещения №286 и №287 от 31 мая 2021 года. С 1 сентября 2023 года уроки финансовой грамотности стали обязательными и для учеников старших классов. Это изменение направлено на формирование необходимых финансовых навыков и культуры среди школьников.

         Изучение финансовой грамотности на уроках технологии  способствует принятию эффективных решений в различных  финансовых вопросах, улучшению финансового благополучия, а также  предоставляет возможность участия в экономической жизни общества. Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.  Изучая  основы финансовой грамотности обучающиеся, вступив в самостоятельную жизнь,  смогут пользоваться финансовыми инструментами для улучшения собственного достатка.

         Именно поэтому необходимо помочь учащимся не просто понять правила организации финансовой жизни своей семьи, но и научить разумно формировать модель собственной будущей самостоятельной семейной жизни, подготовить к успешному решению финансовых проблем на взрослом уровне [3].

           Цель проведения занятий по финансовой грамотности заключается в том, чтобы:
     1. сформировать у обучающихся представление о финансах простым и понятным языком;

    2.  помочь обучающимся:

    • Изучить правила финансового поведения, 

    • узнать о том, как зарабатываются, тратятся и сберегаются деньги,

    • узнать какие существуют возможности получения дохода,

    • научиться принимать правильные финансовые решения,

    • выработать разумное отношение к деньгам, что способствует реализации планов и обеспечению финансовой безопасности и благополучия.

         Основные направления изучения финансовой грамотности на уроках технологии:

    1. Деньги, их история, виды, функции.

    2. Семейный бюджет.

    3. Рынок как экономическая категория.

    4. Экономические отношения семьи и государства.

    5. Семья и финансовый бизнес.

    6. Собственный бизнес.

         При изучении финансовой грамотности на уроках технологии особое внимание должно быть уделено не только формированию у обучающихся системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических навыков применения этих знаний для решения стандартных финансовых проблем, с которыми каждый человек сталкивается в жизни

         Особенности заданий по финансовой грамотности

    • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся.

    • Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний. 

    • Контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни. 

    • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

    • Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.

    • Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.).

    На уроках технологии обязательно изучаются темы «Семейный бюджет», «Доходы и расходы семьи». Составляются таблицы, которые позволяют планировать семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходов.

     

         Экономия семейного бюджета.

    Статья затрат семейного бюджета

    Что можно сэкономить?

    квартплата

    Беречь воду и свет. Закрывать кран с водой, выключать свет в комнатах, где никого нет.

     продукты 

    Вести здоровый образ жизни. Меньше покупать сладостей, избегать излишества в еде. Покупать продуктов ровно столько, сколько может съесть семья, не выбрасывать. Если есть возможность выращивать овощи и фрукты на собственном земельном участке.

    обувь и одежда 

    Бережное отношение к одежде и обуви. Делать своевременный ремонт. Осуществлять правильный уход  и хранение  сезонной  одежы..

    транспорт

    Небольшие расстояния можно пройти пешком.

     

           В разделе «Технология получения и преобразования конструкционных материалов» проводят  расчет расхода материалов для изготовления изделий, определяют  её стоимость за 1 м2, знакомятся  с приёмами экономной разметки материалов и использование отходов на другие цели.

             В качестве примера можно привести задания по расчету количества материалов и их стоимости для выполнения проектного изделия.

        

    Расчет себестоимости фартука.

    п/п

    Наименование материала

    Цена за ед.

    Расход

    материала

    Всего

    1.

    Ткань, м

    125 руб.

    125 руб.

    2.

    Нитки, катушка

    20 руб.

    0.15

    3 руб.

    3.

    Косая бейка, м

    10 руб.

    30 руб.

    4.

    Электроэнергия, квт/час

    3 руб.

    3 квт/час

    9 руб.

    Итого

    167 руб.

     

    Финансовую грамотность изучают и в модулях животноводство и растениеводство.

    Задание: Просчитайте расходы на содержание домашнего питомца на неделю, на месяц, на год. Запишите в таблицу все статьи затрат на содержание животного. Определите, какая статья затрат самая большая. Подумайте, на чем можно сэкономить без ущерба для здоровья животного

    Статьи затрат

    На неделю

    На месяц

    На год

    1

    корма

    2

    медикаменты

    3

    Уход (, посещение специалистов)

    4

    Приобретение моющих средств необходимых материалов для содержания животного (когтеточка, спальное место, игрушки и т.д.)

    5.

    Др.

    Всего за период

     

            На уроках технологии изучаются основные категории рыночной экономики: нужда, потребность, запрос, спрос, товар, товарный ассортимент, обмен, сделка, деньги.

              На занятиях по технологии изучается рынок как экономическая категория, представляющая собой систему экономических отношений, необходимых для совершения обмена экономическими благами и факторами производства между их потребителями и производителями.

             Большое внимание уделяется маркетингу как технологии управления рынком. Изучается оптовая и розничная продажи, из чего складывается розничная цена, виды спроса на товар. Рассматриваются вопросы по рекламе, как методу стимулирования сбыта, изучаются правила безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

    Прежде чем начинать свою предпринимательскую деятельность по производству и продаже какого-либо товара изучаются методы исследования рынка. Это сбор информации (первичная и вторичная информации), анкетирование, тестирование, интервью, беседа Рассматриваются вопросы себестоимости, прибыли, рентабельности предпринимательской деятельности.

           Решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.

     

         Примеры  задач, которые решаются  на уроках технологии по финансовой грамотности.

         Задание 1.: Рассчитать стоимость потребленной электроэнергии.  Электрическая лампа мощностью 100Вт. ежедневно  горит в коридоре в течение 5 часов. Рассчитать стоимость электроэнергии за один месяц (30 дней) при тарифе 3,50 рубля за 1 кВт/ч.
     

    Дано:


     Р = 100 Вт
     t = 5ч х30 = 150 ч
     Тариф = 3,50 руб. за кВт/ч
     Стоимость C - ?
     
     Решение
     А = Р х t.
     А = 100 Вт х150 ч = 15 000 Вт/ч = 15 кВт/ч.
     Стоимость = 3,50 руб./(кВт/ч) х 15= 52,50
     Ответ:  количество А = 15 кВт/ч,
     стоимость = 52,50руб.

    Задание 2. Определить расход семьи по электноэнергии за месяц, если текущее показание счетчика 3590 кВт/час, а предыдущее 3510кВт/час.  При тарифе 3,50 руб. за 1 кВт/час..

    Решение:

    1) 3590 кВт/ч -3510 кВт/ч = 80кВт/ч

    2) 3,50 руб./(кВт/ч) х 80кВт/ч = 280 руб.

    Задание 3. Определить прибыль и рентабельность  фирмы. Фирма занимается продажей модной обуви. Она закупила товар на сумму 15 млн руб, получила доход 30 млн руб. При этом управленческие и коммерческие расходы составили 3 млн руб.

    Решение

    1. З = 15+3=18 (млн руб.), где З - затраты

    2. П = Д – З     П = 30 -18=12 (млн. руб.), где П – прибыль, Д- доход, З- затраты

    3. Р = П : З х 100% =12 :18х100=67% , Р- рентабельность

    Для актуализации опорных знаний использую в начале урока пословицы, поговорки, загадки, ребусы по данной теме.

     

                                                           Пословицы

    Денежка без ног, а весь свет обойдет

    За свой грош везде хорош  

    Был бы ум, будет и рубль

    Деньги счет любят.

     

    Копейка к копейке, проживет и семейка.

    Закончите народную мудрость: «Кто ругает товар, хочет его …».      Купить

     Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя…».     Хвалит.

     

         Загадки.

     

    На товаре быть должна обязательна ...   (цена)

    Коль трудился круглый год, будет кругленьким ...   (доход)

    Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ...    (налоги)

    В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведёт ...   (бизнесмен)

     

     

     

    Для устного повторения изученного материала использую презентации. По ходу демонстрации слайдов задаю вопросы для выяснения степени усвоения изученного материала:

     

    Вопрос

    Ответ

    1. Дайте определение понятию «себестоимость»

    затраты предприятия на производство и реализацию продукции

    2. Назовите экономические элементы, формирующие себестоимость продукции

    основные и вспомогательные материалы, фонд оплаты труда, стоимость топлива и электроэнергии, амортизация ОФ, прочие расходы

    3. Дайте определение понятию « прибыль»

    Разность  между выручкой от реализации продукции и затратами на ее производство

    4. Что такое рентабельность, в чем она выражается?

    Отношение прибыли к затратам на производство, выраженное в процентах

    5.Какие элементы формируют цену продукции?

    себестоимость, затраты на реализацию, НДС

    6. Расшифруйте аббревиатуру НДС

    налог на добавленную стоимость

     

    В конце урока,  для закрепления пройденного материала,  обучающие составляют синквейны, используя слова, которые звучали во время занятия.

    Синквейн.

    Деньги.

    Большие, бумажные

    Зарабатываются, тратятся, рвутся

    Выполняют роль всеобщего эквивалента.

    Финансы.

    Синквейн.

    Кредит.

    Небольшой, банковский

    Выдается, погашается, уменьшается

    Выдача денег под процент.

    Долг

     

         Уроки, викторины, игры, лекции, онлайн-уроки по финансовой грамотности способствуют повышению мотивации обучающихся к стремлению быть более осведомленными в вопросах разнообразия мира финансовых услуг.

    Примеры вопросов деловой игры по финансовой грамотности

    ( за каждый правильный ответ дается определенное количество баллов)

                                     

    Вопрос

    Ответ

    Количество баллов

    1.

    Плата за пользованием банковским кредитом

    Процент

    20

    2.

    Что делает с рублем копейка

    Бережет

    10

    3.

    Угадай, как то зовется,

    Что за деньги продается.

    Это не чудесный дар,

    А просто-напросто…

    Товар

    15

    4.

    Оборотная сторона монеты

    Реверс или орел

    10

    5.

    Представьте, что за следующие 10 лет на товары, которые вы покупаете, вырастут в два раза. Сколько товаров вы сможете купить, если ваш доход также увеличится в два раза?

    Столько же, сколько и сейчас

    20

    6.

    Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных  и музыкальных произведений, опубликованных в печати

    гонорар

    15

    7.

    А он в Америке родился,

    Путешествовать пустился

    С тех пор по миру гуляет,

    Везде цену себе знает.

    С ним торгуют управляют…

    Как его все называют

    доллар

    10

    Всего

    100

     

    Финансовая грамотность формируется по средством вовлечения обучающихся в творческие, поисковые, коллективные и индивидуальные формы работы.

    Представленные в работе материалы – лишь часть заданий, направленных на формирование финансовой грамотности, используемых мною на уроках технологи.

    Хорошим помощником в моей работе по финансовой грамотности являются онлайн-уроки, разработанные Центральным банком Российской Федерации на сайте https://dni-fg.ru/.  Специалисты дают грамотную информацию по финансовым вопросам, они рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт.

     Цели онлайн-уроков:

    • Пробудить у школьников интерес к финансовым знаниям за счет нестандартной формы занятий и возможности коммуникации с профессионалами в сфере финансов.

    • Сформировать убежденность учащихся в том, что финансовая грамотность – основа финансового благополучия.

    • Заложить у старшеклассников установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.

    Благодаря урокам финансовой грамотности учащиеся расширяют свой кругозор в профориентационной сфере. Это является не маловажным фактором в самоопределении учащихся в выборе будущей профессии.

    1. Бешенков С. А., Шутикова М. И.: Современный курс технологии: концепция, стандарт, программа, 2021.
    2. Жданова А.О. Заньков М.А. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Методические рекомендации для преподавателя. МОСКВА Издательство ООО «ВАКО» 2020
    3. Лавренова Е. Б., Липсиц И. В., Рязанова О. И.. Финансовая грамотность. Методические рекомендации . МОСКВА ООО «ВАКО», 2018
    4. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
    1. Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения «Ваши финансы» https://vashifinancy.ru/
    2. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/https://dni-fg.ru/
    3. Сайт Министерства финансов РФ - www.minfin.ru
    4. Сайт Центрального банка Российской Федерации – https://cbr.ru/
    5. https://edu.pacc.ru/
    6. https://resh.edu.ru/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie